Детский сад принадлежит
ОАО «РЖД»
г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Вокзальная, д.38

тел:(38456) 7-39-16

Меню

Специфика воспитательно - образовательного процесса

Специфика воспитательно – образовательного процесса

Цель:Совершенствование в учреждении системы интегративного образования в соответствии с ФГОС, реализующего право каждого ребенка на качественное дошкольное образование, полноценное развитие в период дошкольного детства, как основы успешной социализации и самореализации.

Задачи:

1.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства; 

3.Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

4.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

 5.Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

 6.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Учебно-воспитательный процесс построен на основе следующих принципах:

1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей), педагогических и иных работников ДОО) и детей;

3. Уважение личности ребенка;

4. Реализация образования и воспитания в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

В детском саду функционирует 6 групп.

Режим групп

Группа

Возраст

Режим работы

Вид группы

Группа раннего возраста

от 1 года до 2 лет

12 ч.

общеразвивающая

Ясельная группа

от 2 до 3 лет

10,5 ч.

общеразвивающая

Младшая группа

от 3 до 4 лет

10,5

общеразвивающая

Средняя группа

С 4 до 5 лет

12 ч.

общеразвивающая

Старшая логопедическая группа

С 5 до 6 лет

10,5 ч.

компенсирующая

Подготовительная логопедическая группа

С 6 до 7 лет

10,5 ч.

компенсирующая

Коллектив детского сада реализуетОсновную образовательную программу учреждения, которая разработана на основе Примерной общеобразовательной  программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.

Так же  в детском саду используются парциальные программы и технологии:

  •  "Основы безопасности детей дошкольного возраста" (Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)
  • Программа "Юный эколог"  (С. Н. Николаева)
  •  Программа "Наш дом — природа" (Н. А. Рыжова)
  • Программа "Семицветик"  (В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова)
  • Программа «Цветныеладошки» (И. А. Лыкова).
  •  Программа "Музыкальные шедевры" (О. П. Радынова)
  •  Программа  «Ладушки» (Каплунова)
  • Программа "Я, ты, мы" (О. М. Князева, Р. Б. Стеркина)
  • Программа  "Я — человек" (С. А. Козлова)
  • Программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" (О. Л. Князева, М. Д. Маханева)
  • Программа "Наследие"( М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева)
  • Программа "Здравствуй!" (М. Л. Лазарев)
  • Технология "Старт" (Л. В. Яковлева)
  • Программа "Здоровье" (В. Г. Алямовская)

Коррекционная работа строится на основе программ:

  •  «Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина;
  •  «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада) Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина;
  •  «Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи (подготовительная к школе группа)» Г.А. Каше, Т.Б. Филичева.  

«Программакоррекционно-развивающейработы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Н. В. Нищева.

  • «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста» (Программа для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи) Тузовская М.А.

Учебный год в детском саду  установлен с 1 сентября по 30 мая. С 1 по 30 сентября проводится работа по повторению программного материала предыдущей возрастной группы в совместной деятельности педагогов и воспитанников, а также организуется самостоятельная деятельность детей. 
           В середине учебного года проводятся недельные каникулы. Во время каникул не проводится непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей.

           В летнее время выносится на свежий воздух проведение музыкальных, физкультурных занятий, развлечения, праздники, экскурсии и др.

Содержание образовательного процесса выстроено на основе Основной образовательной программы учреждения,  которая включает совокупность направлений развития: 

  1. Социально-коммуникативное развитие

2.     Познавательно развитие

3.     Речевое развитие

4.     Художественно-эстетическое развитие

5.     Физическое развитие

Каждому направлению соответствуют определенные образовательные модули.

Социально – коммуникативное развитие

Тематические модули

«Социализация»- личностное развитие воспитанников;

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также принадлежности к мировому сообществу;

- приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.

«Труд» - формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту детей;

- воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия;

- развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.

«Безопасность» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;

-формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира)

Познавательное развитие

Тематические модули

«Исследования и эксперименты»- развитие познавательно-исследовательской деятельности, конструирование;

«Математическое развитие»- формирование сенсорных, элементарных математических представлений;

«Формирование целостной картины мира»

- расширение кругозора детей;

- развитие личностных и интеллектуальных качеств.

- формирование адекватных представлений ребенка о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

- развитие личностных и интеллектуальных качеств.

Речевое развитие

Тематические модули

«Речевое общение» - владение речью как способом общения;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, диалогической и монологической речи;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- формирование звуковой активности как предпосылки к обучению грамоте;

«Чтение художественной литературы» - развитие речевого и литературного творчества на основе ознакомления с художественной литературой;

- ознакомление с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Художественно – эстетическое развитие

Тематические модули

«Музыка» - развитие музыкально-ритмической деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству;

- развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.

«Художественное творчество» - развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

- развитие творчества;

- приобщение к изобразительному искусству;

-развитие физических (мелкой моторики рук), личностных и интеллектуальных качеств.

«Театральное творчество»  - развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

- содействие развитию монологической и диалогической речи.

Физическое развитие

Тематические модули

«Физическая культура»- развитие основных движений детей;

- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

- воспитание физических и личностных качеств.

 «Здоровье» - воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

- развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.

Формы образовательной деятельности

Ранний возраст

Направление развития

1-половина дня

2- половина дня

Физическое развитие

-прием детей на воздухе в теплое время года;

- гигиенические процедуры;

- закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны, «дорожки здоровья»);

- физминутки на занятиях;

- физкультурные занятия;

- прогулка в двигательной активности

- закаливание;

- физкультурные досуги, развлечения;

-самостоятельная двигательная активность;

- прогулка (инд. работа по развитию движений)

Познавательное, речевое развитие

- занятия;

- дидактические игры;

- наблюдения;

- беседы;

- экскурсии

- занятия;

- игры;

- досуги;

- индивидуальная работа

Социально- коммуникативное развитие

- утренний прием детей   (индивидуальные и групповые беседы);

- формирование культуры еды;

- эстетика быта;

- формирование культуры общения;

- театрализованные игры;

- сюжетно –отобразительные игры

- индивидуальная работа;

- эстетика быта;

- игры с ряженьем;

- работа в книжном уголке4

-сюжетно – отобразительные игры

Художественно – эстетическое развитие

-занятия по музыкальному развитию и изобразительной деятельности;

- эстетика  быта;

- экскурсии в природу

- музыкальные досуги, развлечения;

- индивидуальная работа

Младший дошкольный возраст

Направление развития

1-половина дня

2- половина дня

Физическое развитие

-прием детей на воздухе в теплое время года;

-утренняя гимнастика;

- гигиенические процедуры;

- закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание; воздушные ванны, «дорожки здоровья»);

- физминутки на занятиях;

- физкультурные занятия;

- прогулка в двигательной активности

- гимнастика после сна;

- закаливание;

- физкультурные досуги, развлечения;

-самостоятельная двигательная активность;

- прогулка (инд. работа по развитию движений)

Познавательное, речевое развитие

- занятия;

- дидактические игры;

- наблюдения;

- беседы;

- экскурсии;

-исследовательская работа, опыты, экспериментирование

- занятия;

- игры;

- досуги;

- индивидуальная работа

Социально- коммуникативное развитие

- утренний прием детей   (индивидуальные и групповые беседы);

-оценка эмоционального настроения с последующей коррекции плана работы;

-формирование навыков культуры еды;

- эстетика быта, трудовые поручения;

- формирование культуры общения;

- театрализованные игры;

- сюжетно – ролевые игры

- индивидуальная работа;

- эстетика быта;

- игры с ряженьем;

- работа в книжном уголке;

- общение старших и младших детей;

- сюжетно – ролевые игры

Художественно – эстетическое развитие

-занятия по музыкальному развитию и изобразительной деятельности;

- эстетика  быта;

- экскурсии в природу

- музыкальные досуги, развлечения;

- индивидуальная работа

Старший дошкольный возраст

Направление развития

1-половина дня

2- половина дня

Физическое развитие

-прием детей на воздухе в теплое время года;

-утренняя гимнастика;

- гигиенические процедуры;

- закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание; воздушные ванны, «дорожки здоровья»);

- физминутки на занятиях;

- физкультурные занятия;

- прогулка в двигательной активности

- гимнастика после сна;

- закаливание;

- физкультурные досуги, развлечения;

-самостоятельная двигательная активность;

- прогулка (инд. работа по развитию движений)

Познавательное, речевое развитие

- занятия познавательного цикла;

- дидактические игры;

- наблюдения;

- беседы;

- экскурсии;

-исследовательская работа, опыты, экспериментирование

- занятия;

- развивающие игры;

- интеллектуальные досуги;

-клубы по интересам;

- индивидуальная работа

Социально- коммуникативное развитие

- утренний прием детей   (индивидуальные и групповые беседы);

-оценка эмоционального настроения с последующей коррекции плана работы;

- формирование навыков культуры еды;

- эстетика быта, трудовые поручения;

- формирование культуры общения;

- дежурство по столовой, в уголке природы, помощь в подготовке км занятиям;

- театрализованные игры;

- сюжетно – ролевые игры

- индивидуальная работа;

- воспитание в процессе хозяйственно – бытового труда и труда в природе;

- эстетика быта;

- работа в книжном уголке;

- общение старших и младших детей (совместные игры, спектакли и др.);

- сюжетно – ролевые игры

Художественно – эстетическое развитие

-занятия по музыкальному развитию и изобразительной деятельности;

- эстетика  быта;

- экскурсии в природу

- музыкальные занятия;

- театрализованная деятельность;

- музыкальные досуги, развлечения;

- индивидуальная работа

В нашем учреждении создана развивающая предметно-пространственная среда. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (видео, аудиотехника), соответствующими материалами, расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря  в группах обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (мини - лаборатории), двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики (физкультурно – оздоровительные уголки).Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды(мягкие модули, ширмы).В каждой группе организовано различное пространство (для игры, конструирования, уголки уединения), а также наличие разнообразных игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Педагоги учреждения обеспечивают периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Предметно-развивающая  среда  помещений и групповых  комнат

Вид  помещения

Основное  предназначение

Оснащение

Предметно-развивающая среда в ДОУ

Музыкальный   зал

Непосредственно образовательная деятельность

Досуговые мероприятия

Праздники

Театрализованные представления

Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей

Телевизор, музыкальный центр, приставка DVD, переносное мультимедийное оборудование, компьютер, видеомагнитофон

 Синтезатор (пианино)

Детские музыкальные инструменты

Различные виды театра,  ширмы

Шкаф  для пособий, игрушек, атрибутов

Костюмерная

Спортивный зал

Утренняя  гимнастика

Непосредственно образовательная деятельность

Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания, равновесия

Модули. Тренажеры.

Нетрадиционное физкультурное оборудование

Бассейн

Непосредственно образовательная деятельность (закаливание)

Спортивное оборудование для игр в бассейне

Медицинский  кабинет

Осмотр детей, консультации  медсестры, врачей;

Консультативно-просветительская  работа с родителями и сотрудниками ДОО

Процедурный  кабинет

Медицинский  кабинет

Логопедический кабинет

Коррекция нарушения речи детей

Наглядный, дидактический материал.

Дидактические игры.

Интерактивная доска, мультимедийное оборудование, компьютер

Кабинет педагога - психолога

Сохранение и укрепление психологического здоровья, и развитие личности детей в условиях ДОУ.

Наглядный, дидактический материал.

Дидактические игры.

стол для игр с песком (песочная терапия)

Магнитофон, компьютер

Коридоры ДОО

Информационно-просветительская  работа  с  сотрудниками  ДОО  и  родителями.

Стенды для  родителей,  визитка  ДОУ

Стенды  для  сотрудников

Стенды специалистов ДОО

Участки

Прогулки, наблюдения;

Игровая  деятельность;

Самостоятельная двигательная деятельность

Трудовая  деятельность.

Прогулочные  площадки  для  детей  всех  возрастных  групп.

Игровое, функциональное,  и спортивное  оборудование.

Дорожки  для  ознакомления  дошкольников  с правилами  дорожного  движения.

Цветники. Экологическая  тропа.

Территория «В гостях у сказки»

Физкультурная площадка№1

Организованная образовательная деятельность по физической культуре, спортивные игры, досуговые мероприятия, праздники

Спортивное оборудование

Физкультурная площадка №2

Организация спортивных игр (волейбол, баскетбол)

Спортивное оборудование

Предметно-развивающая среда в группах

Микроцентр «Физкультурный  уголок»

Расширение  индивидуального  двигательного опыта  в  самостоятельной  деятельности

Оборудование  для ходьбы, бега, равновесия

Для прыжков

Для катания, бросания, ловли 

Для ползания и лазания

Атрибуты  к  подвижным  и спортивным  играм

Нетрадиционное физкультурное оборудование

Микроцентр «Уголок  природы»

Расширение познавательного  опыта, его использование в трудовой деятельности

Календарь природы (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями

Сезонный материал

Паспорта растений

Стенд  со  сменяющимся  материалом  на  экологическую  тематику

Макеты

Литература   природоведческого  содержания, набор картинок, альбомы 

Материал для проведения элементарных опытов

Обучающие и дидактические игры по экологии

Инвентарь   для  трудовой  деятельности

Природный   и  бросовый  материал.

Микроцентр «Уголок развивающих  игр»

Расширение  познавательного  сенсорного  опыта  детей

Дидактический материал по сенсорному воспитанию

Дидактические  игры

Настольно-печатные  игры

Познавательный материал

Материал для детского экспериментирования

Микроцентр «Строительная  мастерская»

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца

Напольный  строительный  материал;

Настольный строительный материал

Пластмассовые конструкторы (младший возраст- с крупными деталями)

Конструкторы с металлическими деталями- старший возраст

Схемы и модели для всех видов конструкторов – старший возраст

Мягкие строительно- игровые модули- младший возраст

Транспортные  игрушки

Схемы, иллюстрации  отдельных  построек (мосты, дома, корабли, самолёт и  др.).      

Микроцентр «Игровая  зона»

Реализация  ребенком  полученных  и  имеющихся знаний  об  окружающем  мире  в  игре.  Накопление  жизненного  опыта

Атрибутика для с-р игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Школа», «Парикмахерская», «Почта», «Армия», «Космонавты», «Библиотека», «Ателье», «Поезд»)

Предметы  - заместители

Микроцентр «Уголок  безопасности»

Расширение  познавательного  опыта,  его  использование  в повседневной  деятельности

Дидактические, настольные  игры  по  профилактике  ДТП

Макеты  перекрестков,  районов  города, 

Дорожные  знаки

Литература  о  правилах  дорожного  движения

Микроцентр «Наша родина - Россия»

Расширение  краеведческих  представлений  детей,  накопление  познавательного  опыта

Государственная символика

Наглядный материала: альбомы, картины, фотоиллюстрации и др.

Предметы народно- прикладного искусства

Детская художественной литературы

Микроцентр «Моя любимая железная дорога»

Расширение   представлений  детей о профессиях железнодорожников,  накопление  познавательного  опыта

Наглядный материал: альбомы, картины, фотоиллюстрации и др.

Макет

Микроцентр «Книжный  уголок»

Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.

Детская   художественная  литература в соответствии с возрастом детей

Наличие художественной литературы

Иллюстрации по темам  образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой

Материалы о художниках – иллюстраторах

Портрет поэтов, писателей (старший возраст)

Тематические выставки

Микроцентр «Театрализованный  уголок»

Развитие  творческих  способностей  ребенка,  стремление  проявить  себя  в  играх-драматизациях

Ширмы

Элементы костюмов

Различные виды театров (в соответствии с возрастом)

Предметы декорации

Микроцентр «Творческая  мастерская»

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца

Бумага разного формата, разной формы, разного тона

Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки)

Наличие цветной бумаги и картона

Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток  для аппликации

Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)

Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей

Место для сменных выставок произведений изоискусства

Альбомы- раскраски

Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки

Предметы народно – прикладного искусства

Микроцентр «Музыкальный  уголок»

Развитие   творческих  способностей  в  самостоятельно-ритмической  деятельности

Детские музыкальные инструменты

Портрет композитора (старший возраст)

Магнитофон

Набор аудиозаписей

Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные)

Игрушки - самоделки

Музыкально - дидактические игры

Музыкально - дидактические пособия

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых педагогами осуществляется самостоятельно в зависимости от возраста детей и уровня усвоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Определено следующее количество занятий по возрастным группам:

-           группа раннего возраста - 10;

-           ясельная – 10;

-           младшая – 11;

-           средняя –11;

-           старшая (логопедическая)-15 +2 (коррекционных);

-           подготовительная-15+3 (коррекционных).

Способы организации занятий

 (непосредственно образовательной деятельности)

Детская деятельность

Примеры

Двигательная

подвижные игры с правилами подвижные дидактические игры игровые упражнения, соревнования

Игровая

сюжетные игры

игры с правилами

Продуктивная

мастерская по изготовлению продуктов детского творчества реализация проектов

Чтение художественной литературы

чтение

обсуждение

разучивание

Познавательно - исследовательская

наблюдение

экскурсии

решение проблемных ситуаций

экспериментирование коллекционирование

моделирование

реализация проектов

игры (сюжетные, с правилами)

Коммуникативная

беседа

ситуативный разговор

речевая инструкция

составление и отгадывание загадок

игры (сюжетные,  с правилами)